Стандартизация
По сближению статуса отечественных и зарубежных стандартов
(т.е. по переходу от обязательных стандартов к их рекомендательному характеру) Концепция предусматривает тактику поэтапного создания надлежащих условий: • расширение масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции; • более широкое использование государственными заказчиками, а также субъектами хозяйствования практики ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой коммерческой документации, а также использование стандартов в качестве арбитражных документов при рассмотрении в судах и арбитражных судах соответствующих исков; • наработка экспериментального массива добровольных государственных стандартов и анализ конкретной практики их применения в России. Законодательными и нормативно-правовыми актами, на основании которых требования стандарта считаются обязательными, выступают законы РФ и указы Президента РФ, законы субъектов РФ, постановления Правительства РФ, постановления Госстандарта, постановления и приказы иных органов федеральной исполнительной власти. Чтобы при этом выполнялись условия ГАТТ (п Добавить комментарий
По выполнению условий присоединения России к ВТО
Концепция определяет три главные задачи стандартизации: 1) создание условий для гармонизации отечественных стандартов и других нормативных документов с международными стандартами; 2) подготовку перспективного плана разработки технических регламентов на период до 2004 г.; 3) обеспечение информационного взаимодействия со всеми государствами — членами ВТО. Решение первой задачи сопряжено с проведением сравнительного анализа действующих в РФ всех видов нормативных документов с международными по содержанию, структуре и оформлению для выявления различий. Это дает возможность поэтапно осуществить гармонизацию в соответствии с принятой Программой гармонизации, рассчитанной на два-три года. Концепция предусматривает приоритетность гармонизации нормативных документов, обеспечивающих международные торгово-экономические отношения, что обусловлено сложной финансовой ситуацией в России Совершенствование ГСС и перспективы вступления России в ВТО
Принятая в 1998 г. Концепция национальной системы стандартизации в России обобщает достижения многолетнего опыта отечественной стандартизации и определяет задачи по актуализации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармонизации основной терминологии с основополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др. В Концепции подчеркивается необходимость практической реализации принятых в международной практике экономической, социальной и коммуникативной функций стандартизации, что является одним из условий присоединения России к ВТО. Концепция определяет основные исходные предпосылки развития и дальнейшего совершенствования стандартизации в РФ: • необходимость государственного регулирования экономики в условиях ее ориентации на рыночный характер; • обеспечение в стандартах баланса интересов самостоятельных хозяйственных субъектов и государства; • обеспечение практических мер по вступлению России в ВТО как способа интеграции отечественной экономики с мировой экономикой; • сохранение приоритета стран СНГ в торгово-экономическом и научно-техническом партнерстве; • постепенное снижение зависимости потребительского рынка товаров и услуг от импорта; • обеспечение опережающего характера научно-технической интеграции с развитыми странами. Основные положения Концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации, в том числе: • установление приоритетных направлений и объектов стандартизации; • совершенствование законодательных основ, а также активизацию формирования необходимого технического законодательства; • оптимизацию состава и структуры фонда стандартов; • перспективное и текущее планирование, построенное на результатах исследований и расчетов экономической и других видов эффективности стандартов; • реформирование системы управляющих и исполнительных органов по стандартизации; • внедрение современных информационных технологий как в систему' информационного обеспечения, так и непосредственно в процедуры разработки стандартов Общероссийские классификаторы
С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. В бывшем СССР существовали довольно хорошая научно-методическая база и широкая система классификаторов технико-экономической информации. Однако современные рыночные условия в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых. В России принята Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики1. Без общероссийского классификатора невозможно решение проблемы согласованности межведомственных потоков информации Информационное обеспечение в России
В России информационное обеспечение организовано на базе положений Закона «О стандартизации». Закон исходит из того, что официальная информация о разрабатываемых и принятых нормативных документах, в том числе и международных, должна быть доступна заинтересованным организациям и лицам в той части, которая не рассматривается как государственная тайна. Исключительное право опубликования государственных стандартов принадлежит государственным органам управления, утвердившим эти нормативные документы, причем порядок опубликования определяется Правительством РФ. Госстандарту РФ предоставлено исключительное право официального опубликования информации, касающейся продукции и услуг, сертифицированных и маркированных знаком соответствия государственным стандартам. Все субъекты хозяйственной деятельности, которые принимают нормативные документы, ведут информационные фонды и сами представляют на договорной основе документы и сведения о них заинтересованным юридическим и физическим лицам |