Информационное обеспечение работ по стандартизации
Метрология - Стандартизация |
Ведущую роль по информационному обеспечению работы органов по стандартизации всех стран мира играет Международная организация по стандартизации (ИСО), в составе которой до 2001 г. действовал Комитет по информационным системам и услугам (ИНФКО).
К компетенции ИНФКО относились координация и гармонизация деятельности ИСО и членов организации в области информационных услуг, баз данных, маркетинга, продажи стандартов и технических регламентов; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разработке политики по гармонизации стандартов и другим указанным выше вопросам; контроль и руководство деятельностью Информационной сети ИСО (ИСОНЕТ).
Кроме этих основных задач, ИНФКО выполнял большое количество работ, связанных с информационной деятельностью: разрабатывал руководство по организации и работе информационных центров по стандартизации; проводил анализ и изучение рынка информационных и маркетинговых услуг; составлял и распространял рекомендации по общим принципам сбора, хранения, поиска, обмена информацией; организовывал и вел системы производства и распространения документов в ИСО и содействовал взаимодействию этих систем; сотрудничал с международными организациями по вопросам информации и сопряженной с ней деятельности; предпринимал действия по приему и регистрации членов ИСОНЕТ.
На ближайшую перспективу ИНФКО намечал разработку рекомендаций по созданию международной электронной информационной службы о стандартах, подготовку общих руководящих принципов по защите авторских прав на бумажных и электронных носителях информации, стратегическое планирование маркетинга в области международной стандартизации и решение задач, в том числе связанных с совершенствованием деятельности самого Комитета. Эти функции переданы Центральному секретариату ИСО.
Создание Информационной сети ИСО — ИСОНЕТ было основной целью деятельности ИНФКО за последние годы. Успех в этой области позволил Совету ИСО принять решение о роспуске ИНФКО с 2001 г., а основные функции этого комитета переданы в Центральный секретариат ИСО.
ИНФКО заменен Группой по вопросам коммерческой политики под руководством Генерального секретаря ИСО. Группа выполняет консультационные функции, а в ее состав входят коммерческие директора национальных органов по стандартизации.'
Критерием отбора членов Группы был опыт национальных организаций по применению современных технологий в стандартизации1.
Приоритетные цели ИСОНЕТ — обеспечение обмена информацией о международных и национальных стандартах, о документах по стандартизации (в том числе правительственных), об изданиях книг, справочников и учебной литературы в области стандартизации; установление контактов с информационными системами других международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.) и создание единого информационного языка, тезауруса2.
Использование новейших информационных технологий повышает качество работы в области стандартизации, значительно сокращает время, обеспечивает прозрачность в деятельности организаций, облегчает распространение и широкое применение международных стандартов, делая их более доступными. В режиме on-line обмен информацией практически мгновенный, а легкое тиражирование нормативных документов не снижает их качества.
При всей положительности вышеуказанного вопрос об охране авторских прав и защите интеллектуальной собственности для международных организаций по стандартизации актуализировался. Согласно мнению специалистов ИСО и МЭК, несмотря на все увеличивающиеся масштабы использования электронных форматов, стандарты на бумажных носителях, издаваемые традиционным способом, будут существовать всегда.
Центральный секретариат ИСО и Центральное бюро МЭК разработали знаки защиты своих авторских прав, которые указываются
на нормативных документах этих организаций. Так, при издании стандарта используется бумага с водяными знаками, в определенном месте имеющая цветную линию. На документе должно быть кратко сформулированное заявление о собственности, логотип организации, знак авторского права с указанием его владельца.
Электронный век берет свое, и (пока еще) незначительное количество МС (но все же есть факт) выходит в свет уже в электронной форме, чаще всего на компакт-диске.
Стандарт в электронной форме должен содержать все знаки защиты авторских прав, которые присущи обычному изданию МС. Такое понятие, как «культура киберпространства», актуализируется и для сферы международной стандартизации.
В случае принятия международного стандарта в национальной системе стандартизации авторское право переходит к стране применения. При этом должна иметься ссылка на соответствующий международный нормативный документ.
В ИСОНЕТ состоят более 60 национальных членов, около 10 ассоциированных и международных членов и информационный центр ИСО/МЭК. Россия представлена Госстандартом РФ (ассоциированный член ИСОНЕТ).
В информационном обеспечении большую роль играет Международный классификатор по стандартизации (МКС)1, служащий методической основой для подготовки национальных указателей стандартов.
Основная цель классификации по МКС — гармонизация правил представления информации, а это очень важно для расширения распространения информации о международных и национальных стандартах в мире. К началу 2000 г. около 30 стран составили указатели национальных стандартов на основе МКС. В России действующий Общероссийский классификаторов стандартов (ОКС) является аутентичным текстом МКС. Это обеспечивает информационную совместимость в области стандартизации.
МКС построена по принципу трехуровневой структуры. Первый уровень содержит 40 разделов (областей деятельности, где осуществляется стандартизация). Разделы обозначены двумя цифрами. Каждый раздел разбивается на группы и подгруппы, обозначения которых добавляются к номеру раздела.
Самой современной информационной структурой ИСО является WSSN— Международная сеть служб стандартов. Это Web-сервер,
объединивший в виртуальном пространстве сайты национальных органов по стандартизации и международных организаций.
Электронная форма информационного обеспечения в области стандартизации становится основой в современном мире. Электронный способ представления информации позволяет не только информировать о работах по стандартизации, но совершенствовать сами стандарты, причем максимально сокращая время на этот важный процесс. С этой целью ИСО размещает на Web-узле соответствующего ТК бизнес-план разработки МС для обсуждения его с заинтересованными общественными кругами: каждый заинтересованный субъект или организация могут направить по e-mail свои замечания и предложения секретарю соответствующего ТК. Затем предложения рассматриваются экспертами комитетов и анализируются при разработке стандартов. Первыми ТК, которые активно перешли на такую форму разработки стандартов, являются комитеты по стандартизации в таких областях, как здравоохранение, пожаробезопасность, атомная энергетика, машиностроение и др.
По мнению ИСО, эта форма работы даст возможность приблизить стандарты к запросам рынка, определить приоритеты и сроки разработки стандартов, а также показать конкретные преимущества, которые каждый технический комитет может принести определенной сфере бизнеса в области затрат, повышения безопасности работников, уменьшения загрязнения окружающей среды и т.д.
Информационное обеспечение в условиях рыночной экономики и конкуренции все в большей степени становится определяющим фактором конкурентоспособности в любой области деятельности. В сочетании с технологиями материального производства эффективные информационные технологии значительно сокращают время проектирования и разработки и позволяют вывести на рынок новинку значительно раньше конкурентов.
Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось появлением CALS - технологий1 (Continuous Acquisition and Life cycle Support ). Цель этих технологий — непрерывное информационное обеспечение жизненного цикла изделия — направлена прежде всего в сферу высокотехнологичных продуктов. Но идея интегрированной информационной среды, поддерживающей все этапы жизненного цикла, трансформировалась в самостоятельное направление информационного обеспечения. И в этой области возникла необходимость стандартизации, что и обусловило возникновение еще одной задачи в деятельности ИСО.
Различные аспекты CALS-технологий регламентируются международными и национальными стандартами, которые и являются нормативной базой всех видов работ в рамках CALS - технологий при разработке, создании, управлении жизненным циклом, поставках. Концепция CALS предполагает унификацию способов управления и взаимодействия для всех участников данного цикла (заказчиков, поставщиков, изготовителей, потребителей, ремонтников). В этом аспекте роль международной стандартизации очевидна.
Основой CALS должна быть интегрированная информационная система как сетевое хранилище данных, охватывающих все фазы жизненного цикла изделия. Информация доступна всем участникам процесса (если нет ограничения их прав).
К базовым принципам CALS относятся такие, как виртуальный обмен данными (с электронной цифровой подписью) и интегрированная логистическая поддержка послепроизводственной фазы жизненного цикла продукта.
Информация, хранящаяся в интегрированной информационной системе, передается участникам посредством программных средств.
По оценкам зарубежных экспертов, после 2005 г. экспорт машинотехнической продукции будет практически невозможен при отсутствии электронного варианта документации, соответствующей международным стандартам. На мировом рынке военной техники уже в 2000 г. CALS - технология рассматривалась как основное условие для заключения контракта купли-продажи, при этом особое внимание уделялось интегрированной логистической поддержке.
Подобные ситуации все чаще возникают на рынке гражданской авиации и другой наукоемкой продукции. По оценкам специалистов США, внедрение в производство CALS - технологий позволяет сократить затраты на проектирование почти на 30%, время разработки — на 40—60%, сроки выведения новинки на рынок сокращаются на 20—70%, а затраты на подготовку документации (технической и эксплуатационной) — на 30—40%.
В Японии реализуется широкомасштабная программа по выделению CALS-систем, которая объединила более 20 различных отраслей экономики и поддерживается государством как базовое направление обеспечения конкурентоспособности японской продукции на мировых рынках.
В России принята Межведомственная программа по реализации основных направлений развития CALS-технологий, выполнение которой предусмотрено до 2006 г.
Решение проблем, связанных с внедрением CALS-технологий, сопряжено с необходимостью комплексной стандартизации в этой области. Первые стандарты и методические рекомендации уже проходят апробацию.
В сети Интернет создан сервер «CALS.RU», содержащий информацию о международных и российских стандартах и методических нормативных документах в сфере CALS-технологий.
Читайте: |
---|