Главная Стандартизация ГСС и перспективы вступления России в ВТО


ГСС и перспективы вступления России в ВТО

Метрология - Стандартизация

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) действует с 1947 г. По сути это межправительственный договор 123 государств, который определяет их права и обязанности во внешнеторговых отношениях. Около 20 государств, в том числе и Россия, рассматриваются как потенциальные члены Соглашения и фактически находятся в стадии присоединения.

В декабре 1993 г. было принято решение о преобразовании ГАТТ во Всемирную торговую организацию (ВТО). При этом многостороннее

---------------------

1 См.: предисловие к третьему изданию и заключение.

Соглашение по тарифам и торговле стало составной частью новой организации, в ее компетенцию вошли и другие вопросы: защита прав интеллектуальной собственности, инвести­ционная деятельность, торговля услугами (в том числе банковски­ми, страховыми, транспортными). 1 января 1995 г. ВТО начала функционировать официально.

Членство в ВТО обязывает государство в полном объеме вы­полнять все достигнутые договоренности, но для вступления в ГАТТ/ВТО требуется полная гармонизация методов регулирова­ния внешнеэкономической деятельности с правилами ГАТТ. В области стандартизации — это приведение нормативных докумен­тов, действующих в ГСС, в соответствие с требованиями Согла­шения по техническим барьерам в торговле (в частности, Кодекса по стандартам)1.

Основные требования Кодекса по стандартам касаются стандар­тизации, оценки соответствия, информации.

В области стандартизации главное требование сводится к тому, чтобы нормативный документ не превратился в технический ба­рьер в торговле. Стороны должны гарантировать, что при разра­ботке, принятии и применении технических регламентов и стан­дартов обеспечивается устранение препятствий для международ­ной торговли. В большей степени этого можно достигнуть ис­пользованием международных стандартов, поэтому, планируя раз­работку национального технического регламента или стандарта, необходимо убедиться в наличии соответствующего международ­ного стандарта (либо его проекта) и принять его за основу (полно­стью или частично) разрабатываемого нормативного документа.

Если нет такого международного стандарта или требования на­ционального нормативного документа отличаются от международ­ного стандарта и могут значительно повлиять на торговые отно­шения других сторон, необходимо выполнить ряд правил Кодекса по стандартам:

как можно раньше опубликовать уведомление для заинтере­сованных сторон о предполагаемом принятии технического регламента или стандарта;

• через секретариат ГАТТ/ВТО сообщить другим сторонам све­дения, касающиеся объекта стандартизации, цель и обосно­вание необходимости принятия технического регламента;

------------------------

1 Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стан­дартов (см. приложение 1).

• предоставлять по требованию других сторон подробную ин­формацию (или копии) о технических регламентах;

•  заинтересованным лицам сообщать подробные сведения о стандартах (или их копии) с указанием отличий этих доку­ментов от международных стандартов.

В области оценки соответствия стороны обязаны гарантиро­вать, что национальные системы оценки соответствия не создают препятствий в международной торговле. Для этого национальные системы оценки соответствия должны быть гармонизованы с меж­дународными рекомендациями или правилами, принятыми меж­дународными организациями. Но если таковых нет либо нацио­нальные системы значительно отличаются от рекомендаций и пра­вил международных организаций и могут оказать негативное вли­яние на торговые отношения, то сторона — участник ГАТТ/ВТО обязана выполнить следующие требования:

как можно раньше предоставить заинтересованным сторо­нам уведомление о предполагаемом введении подобной си­стемы оценки соответствия;

• сообщить в секретариат ГАТТ/ВТО о продукции, соответ­ствие которой необходимо подвергнуть оценке по такой системе;

• предоставить по требованию и без дискриминации другим сторонам подробную информацию о правилах вводимой си­стемы (либо копию этих правил).

В области информации каждая сторона обязана создать инфор­мационно-справочную службу, в задачу которой входит предостав­ление информации заинтересованным лицам других сторон о раз­рабатываемых или принятых технических регламентах. Это в рав­ной степени относится к нормативным документам как централь­ных и местных правительственных органов, так и неправительствен­ных органов, имеющих юридическое право вводить технические регламенты, а также региональных организаций по стандартизации (если перечисленные органы являются их участниками). Данное требование относится в равной степени как к стандартам, так и к системам оценки соответствия, которые разрабатываются или дей­ствуют на территории сторон и применяются центральными (мест­ными) правительственными органами (имеющими юридическое право вводить технические регламенты). Указания по оценке соот­ветствия касаются и региональных организаций по сертификации, членами которых состоят названные выше органы.

Информационно-справочная служба должна также информи­ровать о печатных изданиях, в которых публикуются уведомления о введении новых документов, а если они не опубликованы — о месте их нахождения.

Соглашение по техническим барьерам в торговле предусматри­вает, что страны-участницы должны гарантировать для импортиру­емой продукции не менее благоприятные условия, чем для анало­гичной продукции отечественного производства. При этом техни­ческие регламенты не должны носить более ограничительный ха­рактер для торговли, чем это необходимо для выполнения законо­дательных требований (защита здоровья и безопасность людей, ох­рана животного и растительного мира, охрана окружающей среды).

В целях более полной гармонизации технических регламентов страны — члены ГАТТ/ВТО должны активно участвовать в работе соответствующих международных органов по стандартизации, раз­рабатывающих международный стандарт на тот вид продукции, для которого планируется принятие технического регламента.

В отношении процедур оценки соответствия товара требовани­ям технических регламентов или стандартов устанавливается обя­занность стран-участниц гарантировать выполнение центральны­ми правительственными органами положения о доступе к прове­дению оценки для поставщиков продукции, производимой в дру­гих странах. Доступ влечет за собой право поставщика на оценку соответствия на месте изготовления продукта и получение знака соответствия, если соблюдались правила системы.

Информация по испытаниям продукции, выпускаемой на тер­ритории других стран-участниц, так же конфиденциальна, как и для отечественной продукции — этого требует защита законных коммерческих интересов.

К оценке соответствия предъявляются требования, подобные приведенным выше по стандартизации:

• полная гармонизация процедур оценки соответствия;

• участие в разработке международными организациями пра­вил и процедур оценки;

• включение правил и процедур оценки в соответствующие нор­мативные документы.

Соглашение по техническим барьерам в торговле признает важ­ность взаимного признания оценки соответствия для развития меж­дународной торговли. Страны-участницы должны гарантировать, что их процедуры оценки соответствия обеспечивают достоверное доказательство соответствия товара техническим регламентам (стан­дартам), что может быть признано в других странах. Соглашение допускает, что при этом может быть то или иное различие в самих процедурах и в организации процесса, в связи с чем возможны соответствующие консультации.

Как видно из изложенного выше, политика стандартизации в России во многом направлена на гармонизацию с положениями Кодекса по стандартам.

Но есть еще и нереализованные требования. Так, к основопола­гающим стандартам принята поправка, касающаяся введения ново­го для России обязательного нормативного документа — техничес­кого регламента, однако практики его применения в стране нет.

Кроме задач, связанных с присоединением к ГАТТ/ВТО, пе­ред Россией со стороны ВТО поставлены условия, которые необ­ходимо выполнить для присоединения еще к одному соглашению ВТО — по стандартным и фитосанитарным мерам (СФС/ВТО). В этом направлении совместно с Госстандартом работают и дру­гие организации (Минздрав — в лице Департамента Госсанэпиднадзора, Министерство сельского хозяйства РФ, Государствен­ный комитет РФ по рыболовству и др.), усилиями которых в ос­новном подготовлена нормативно-правовая база. Принятые ра­нее основные законодательные документы в России (Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и За­кон РФ «О ветеринарии») дополнены правилами и нормами. Так, нормативный документ СанПиН 2.3.2.560-96 «Гигиенические тре­бования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов», содержащий около 20 тыс. показателей, на 95% отвечает требованиям Комиссии ФАО/ВОЗ, изложенным в «Кодексе Алиментариус».

Продолжается гармонизация российских санитарных правил и норм с международными, разработаны Правила сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, при Минздра­ве РФ создается Информационно-справочный центр по вопро­сам Соглашения ВТО в области фитосанитарных норм.

Таким образом, Госстандарт обязан не только обеспечить в пре­делах своей компетенции принципы исключения дискриминации и ликвидации технических барьеров в торговле, но и соблюдать условия прозрачности по отношению к нормативным докумен­там, касающимся соглашения по техническим барьерам и фитоса­нитарным нормам.

Положения ГАТТ распространяются на такие документы, как технические регламенты, принятые органами власти, и стандар­ты, а также процедуры оценки соответствия их требованиям.

Соглашение по СФС охватывает законы, указы, постановле­ния, процедуры в области санитарных и фитосанитарных норм, а также касающиеся карантина животных и растений.

Области действия и мероприятия этих двух соглашений сооб­разно сфере Госстандарта можно достаточно четко разделить на две группы.

В области ГАТТ меры касаются:

• требований к качеству и упаковке пищевых продуктов, а так­же безопасности (взрывоопасное™, механической, пожар­ной, ядерной и других видов);

• маркировки пищевых продуктов, лекарств, напитков, опасных химикатов и токсических веществ, а также текстиля;

• процедур утверждения типового образца;

• положений и стандартов на радиотелефоны и радиообору­дование, а также относительно тестирования дорожных и не­ дорожных транспортных средств, оборудования и медицин­ских инструментов;

• электромагнитной совместимости;

• единства измерений.

Соглашение по СФС определяет меры, относящиеся к:

• пищевым добавкам, токсинам, загрязнителям, остаткам ве­теринарных препаратов и пестицидов в пищевых продуктах;

• сертификации пищевых продуктов, а также животных и ра­стений на соответствие требованиям к их здоровью;

• карантину животных и растений, а также процедурам, пре­дотвращающим распространение болезней, и методам унич­тожения паразитов (предотвращению болезней);

• маркировке о безвредности и безопасности пищевых про­дуктов.

На сегодняшний день Госстандарт РФ придает большое значе­ние обеспечению прозрачности своей деятельности в областях, со­ответствующих этим соглашениям. Так, во ВНИКИ, где действует Российский информационный центр ВТО, работает справочно-информационная служба, которая информирует заинтересованных спе­циалистов о проектах нормативных документов, разрабатываемых в странах — членах ВТО, а также о создаваемых в России стандар­тах. Издается «Вестник Российского информационного центра».

Кроме того, в 2001 г. введен в действие ГОСТ 1.13-2001 «Госу­дарственная система стандартизации Российской Федерации. По­рядок подготовки уведомлений о проектах нормативных докумен­тов». Согласно стандарту, содержание которого полностью гармо­низовано с требованиями ГАТТ и СФС, определены ситуации, обязательные для уведомления.

Так, уведомление о проекте нормативного документа составля­ется, если отсутствует соответствующий международный стандарт (или другой документ), разрабатываемый стандарт коренным обра­зом отличается от ранее действующего в РФ, не согласуется с тре­бованиями международного документа либо может оказать ощути­мое влияние на торговлю.

Методическая помощь России во всем диапазоне деятельности Госстандарта предусмотрена проектом ТАСИС1. Цель проекта — развитие российской системы стандартизации и сертификации для ее более полной гармонизации с европейскими правилами. Экс­перты ТАСИС намерены передать России свой опыт работы в стро­гих рамках ГАТТ/ВТО.

В проекте не предусмотрена финансовая поддержка, предос­тавляется лишь консультативная помощь. Цель ее — содейство­вать пониманию российскими специалистами роли стандартиза­ции и сертификации в рыночных условиях, важности процедур аккредитации; ознакомление с техническим законодательством ЕС и отдельных стран Европы. Для этого организуются обучение рос­сийских экспертов во Франции и Англии, а также проведение за­рубежными консультантами семинаров в России для преподавате­лей соответствующих дисциплин.

В рамках программы группа российских специалистов зани­мается гармонизацией комплекса стандартов в области электро­техники с целью устранения нетарифных барьеров в торговле.

Финансирование работ на безвозмездной основе осуществляет ЕС.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Учёные первооткрыватели:

Варбург, Отто Генрих

News image

О тто Ге нрих Ва рбург (нем. Otto Heinrich Warburg; 8 октября 1883, Фрайбург, Баден — 1 августа 1970, Западный Бе...

Орлов, Александр Яковлевич

News image

Алекса ндр Я ковлевич Орло в (23 марта (6 апреля) 1880, Смоленск) — 28 января 1954, Москва) — советский астроном, чл...

Авторизация



Единицы измерений:

Гигабайт

News image

Гигабайт  (Гбайт, Г, ГБ) — кратная единица измерения количества информации, равная 109 стандартных (8-битным) байтов или 1000 мегабайтам. Неправильность названия Читая нижеизложенный те...

Единицы измерения количества информации

News image

Единицы измерения информации служат для измерения объёма информации — величины, исчисляемой логарифмически. Это означает, что когда несколько объектов рассматриваются как од...

Ом

News image

Ом (обозначение: Ом, Ω) — единица измерения электрического сопротивления в СИ. Ом равен электрическому сопротивлению проводника, между концами которого возникает на...

Атмосфера (единица измерения)

News image

Атмосфера — внесистемная единица измерения давления, приблизительно равная атмосферному давлению на поверхности Земли на уровне Мирового океана. Существуют две примерно равные др...

Открыватели:

Бухнер, Эдуард

News image

Эдуард Бухнер (20 мая 1860, Мюнхен — 13 августа 1917, там же) — немецкий химик и биохимик. Нобелевская премия по химии (1907) («За проведенную научно-исследовательскую ра...

Универсальный конвертер
Conversion Type:
Quantity:

converts to:

Construction Unit converter provided by: EcoLog Homes

Интересные факты:

Таблица Менделеева

News image

В конце августа 1875 г. в кабинет акад. Вюрца входит его ученик, молодой французский химик Лекок-де-Буабодран. н долго не решается об...

О звуке

News image

Звук с давних пор считался одним из самых загадочных явлений природы. В самом деле, что порождает звук? Что заставляет его не...

Эйнштейн и квантовая теория света

News image

Эйнштейн является одним из основателей новой, квантовой теории света и основателем теории относительности. Согласно квантовой теории свет представляет поток своеобразных ча...

Как происходит кристаллизация жидкости

News image

В настоящее время можно считать твердо установленным, что жидкость может затвердевать после ее охлаждения до температуры плавления только при наличии в ...

Атом и время

News image

Трудно себе представить более простое и вместе с тем более сложное понятие, чем время. Старая пословица говорит: «нет ничего в ми...

Ньютон и Марат о притяжении лучей света

News image

Что такое свет?— На этот вопрос Ньютон, очень много поработавший над изуче­нием световых явлений, отвечал так: свет — это поток бы...