Актуальные направления стандартизации
Метрология - Стандартизация |
Актуальность того или иного направления стандартизации определяется различными критериями. На сегодняшний день к таковым можно отнести: предстоящее вступление России в ВТО, проблему трансгенных продуктов, необходимость гармонизации
----------------------
1 ТАСИС — европейская программа технической помощи странам — бывшим Республикам СССР.
российских и межгосударственных стандартов с международными, совершенствование национальной системы аккредитации, введение в действие федеральных норм по стандартизации.
Вступление России в ВТО, в сущности, требует достаточно глубоких изменений и корректировок действующей системы стандартизации. Но одна важнейшая проблема, которую, бесспорно, можно поставить на первое место, — это термины и определения как ключ к взаимопониманию, начиная с обсуждения проблемы и до использования действующего стандарта в международных экономических связях.
В мире сформировалась Международная информационная сеть по терминологии. Наиболее активную роль в упорядочении терминологии и трактовке понятий в области стандартизации играют три всемирные организации: ВТО, ИСО, МЭК.
Терминологические службы существуют в огромном количестве стран мира, что дает представление о Международной информационной сети, с которой они взаимодействуют, как и о еще одной «всемирной паутине». Когда в России началось изучение этой проблемы, то первым объектом исследования была выбрана оборонная отрасль, по традиции считавшаяся и считающаяся наиболее упорядоченной. Однако результаты не оправдали ожиданий, так как были выявлены такие типичные погрешности, как: термины-синонимы, несколько различных определений для одного и того же термина, низкий научно-технический уровень определений тех или иных понятий и др.
Поскольку проведенный анализ был результатом научного исследования по заказу Минобороны РФ, оказалась вполне обоснованной экстраполяция полученной информации на общее состояние стандартизации терминологии в нашем государстве.
Проблема будет решаться путем организации в стране терминологической службы, первостепенной задачей которой станет создание единой государственной системы терминологического обеспечения. Важнейшую роль в успехе этого дела играет база данных, т.е. наличие стандартов на термины и определения. Совершенно очевидно, что последнее послужит основой для наведения должного порядка в данной области при условии гармонизации отечественных нормативных документов с международными и вхождения российской службы в Международную информационную сеть.
Весьма серьезной проблемой, затрагивающей также и область стандартизации, является одно из направлений генной инженерии — производство генно-модифицированных продуктов питания. В ; этом плане к компетенции стандартизации относятся разработка нормативов, касающихся параметров качества, состава, безопасности подобных продуктов, поскольку они получены на основе генетически измененных организмов, а также установление методов контроля и организация национальной системы контроля. Отметим, что ООН еще в 1992 г. на очередной конференции по проблемам экологии объявила вышеуказанную область генной инженерии технологией XXI в. Были отмечены такие положительные моменты генно-модифицированной сельскохозяйственной продукции, как увеличение урожайности, повышение устойчивости к вредителям сельского хозяйства, возможность более длительного хранения и пр.
Более десятка стран выращивают такие сельхозкультуры, а посевные площади под ними к 2000 г. достигли почти 45 млн га, продолжая стремительно расти.
Вместе с тем безопасность генно-модифицированных продуктов не доказана, хотя отсутствуют и официальные данные об их негативном воздействии на человека и среду его обитания. В этой связи как международные организации (ООН, ВТО, ОЭСР, ЕС), так и национальные организации отдельных стран не только выражают озабоченность данным вопросом, но и предпринимают различные меры, носящие в основном на сегодняшний день предупредительный характер. Так, более чем в 130 странах мира введена особая маркировка трансгенных продуктов питания.
Что касается России, то еще в 90-х годах прошлого столетия был принят Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». Госстандарт РФ стал членом Межведомственной комиссии по проблемам генной инженерии.
В нашей стране в 2000 г. было принято решение о необходимости маркировки трансгенной продукции. При этом маркировке не подлежит пищевая продукция, полученная из генетически модифицированных источников, если она не содержит ДНК и белка. Кроме того, введен предел содержания трансгенных компонентов в пищевом продукте, равный 5%. Заметим, что это количество примерно в десять раз превышает ограничения, принятые в ряде зарубежных стран. К тому же пока нет и методики контроля за этим показателем: научно-технический совет Госстандарта лишь признал необходимость принятия государственного стандарта на метод обнаружения наличия в продукте постороннего гена.
К мерам государственного регулирования в данной области относится введение государственной регистрации полученного трансгенного продукта. Порядок регистрации, разработанный Минздравом РФ, включает предварительное осуществление гигиенической экспертизы. Начиная с 1999 г. в России было зарегистрировано Минздравом РФ не более пяти—семи сортов генетически модифицированных продуктов, в том числе один сорт сои, два сорта картофеля, два сорта кукурузы.
В результате государственной регистрации подтверждается биобезопасность продукта, он вносится в сводный государственный реестр и снабжается свидетельством. Последнее обеспечивает возможность проведения дальнейшей регистрации соответствующим уполномоченным на то министерством (ведомством) по разрешительной схеме.
Несколько парадоксальный оттенок приобрела ситуация с такой продукцией в России: ни одно трансгенное растение не получило разрешения к выращиванию, но ведется планомерная разработка все новых и новых их видов.
Проблему, связанную с необходимостью гармонизации российских стандартов с международными можно прежде всего отнести к товарам повседневного спроса, например овощам, фруктам, другим пищевым продуктам. На рынках этих товаров, по-видимому, возможно вполне импортозамещение (если не на 100%, то частичное). И немаловажную роль в этом может сыграть стандартизация, если требования стандартов к такого рода продукции соответствуют международным. Конечно, речь идет только о тех культурах, которые можно выращивать в наших климатических условиях.
Гармонизация стандартов в данной области способствовала бы защите российских производителей, создавала бы предпосылки для повышения конкурентоспособности отечественных товаров как на внутреннем, так и на зарубежных рынках.
На сегодняшний день в России действует около 80 стандартов на плодоовощную продукцию. Из них чуть более 25% гармонизованы с международными. Основное количество нормативных документов на данный вид товаров принято ЕЭК ООН. И кстати, интересно отметить, что специалисты Госстандарта РФ впервые вошли в состав группы ЕЭК ООН по плодоовощной продукции лишь в 2000 г. Большую роль могут сыграть на российском рынке не только гармонизованные стандарты, но и международные нормативные документы на те виды плодов и овощей, которые у нас не производятся, но закупаются в значительных количествах. Кроме того, на целый ряд товаров (фасоль, грибы, кабачки) в России стандарты не разработаны. Таким образом, международные стандарты, принятые «методом обложки», могли бы восполнить существующие пробелы в этих двух ситуациях.
На период до 2005 г. принята «Целевая программа по совершенствованию фонда стандартов на свежую плодоовощную продукцию». В ней предусмотрена гармонизация нормативных документов со стандартами ИСО на условия хранения, а также гармонизация технических условий с требованиями стандартов ЕЭК ООН. Например, ГОСТ Р 51782-2001 «морковь столовая свежая, реализуемая в розничной торговой сети. Технические условия» гармонизован с соответствующим стандартом ЕЭК ООН. Основными показателями качества считаются внешний вид и размер, что позволяет делить корнеплоды, поступающие в продажу, на три класса (экстра, первый и второй). Это дает возможность реализации товара в разных ценовых диапазонах, через магазины различного типа, а значит, удовлетворять запросы разных потребительских сегментов. В стандарте предусмотрены соответствующие параметры качества и требования к ним, а также требования к расфасовке и упаковке. В конечном итоге принятие гармонизованного стандарта направлено на более рациональное распределение выращенного продукта, повышение экономической эффективности в хозяйствах производителей и конкурентоспособности отечественной продукции, что будет способствовать импортозамещению данного товара и поддержке отечественных производителей.
Значительную роль стандартизация играет в деле аккредитации, т.е. официального признания компетентности организаций (а в некоторых случаях — отдельных лиц), проводящих оценку соответствия продукции, услуги либо процесса установленным требованиям.
Следует отметить, что нормативная база для проведения процедур аккредитации в России разработана: приняты и гармонизованы с международными стандартами (МС ИСО/МЭК 65 и 17025) государственные стандарты. Эти стандарты содержат нормы и порядок осуществления аккредитации органов по сертификации, а также испытательных (измерительных) лабораторий. Помимо стандартов, в РФ действуют «Общие правила по проведению аккредитации», которые нельзя признать окончательным вариантом Документа, поскольку по результатам накапливаемого опыта в этот Документ вносятся изменения, и это можно признать как постоянное совершенствование описанной в нем процедуры. Так, в 2001 г. было принято постановление Правительства РФ «Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности».
Меры по реализации этого постановления, разработанные Госстандартом РФ, можно рассматривать как еще одну ступень на пути создания национальной системы аккредитации. Последнее необходимо для подготовки вступления России в ВТО и развития сотрудничества в рамках Соглашения между Российской Федерацией и ЕС о партнерстве и сотрудничестве.
Отметим, что в зарубежных странах деятельности по аккредитации присущи такие черты, как наличие национальной системы, обеспечивающей единую государственную политику, а также активная роль государственного регулирования при формировании как самой системы, так и поддержании единства ее правил и действий. Более того, создан Международный форум по аккредитации (IAF), содействующий заключению Всемирного многостороннего соглашения по признанию результатов аккредитации.
Очевидно, что предстоящее вступление России в ВТО будет сопряжено и с возможностью присоединения к этому соглашению, в связи с чем еще более очевидным становится не только создание национальной системы аккредитации, но и гармонизация ее правил, порядка проведения с международными правилами и нормативами, действующими в этой области. В этой связи отмеченный выше факт наличия государственных стандартов, гармонизованных с международными, представляется весьма важным, так как он обеспечивает нормативную основу будущей национальной российской системы аккредитации.
Среди принципов, на которых базируется система, будет принцип добровольности. Это значит, что процедуру аккредитации предусмотрено проводить лишь в том случае, когда организация добровольно заявила о намерении получить официальное признание своей компетентности в области оценки соответствия. А из этого, в свою очередь, вытекает добровольное согласие организации в свое и деятельности следовать правилам, установленным Госстандартом РФ. Последний является координатором работ по аккредитации, ведет Государственный реестр аккредитованных организаций, осуществляет государственный контроль за соблюдением правил аккредитации, занимается подготовкой экспертов и их аттестацией, выдает аккредитованным организациям документ, подтверждающий их компетентность (аттестат установленной формы).
Кроме этих главных функций Госстандарт РФ обязан, согласно вышеуказанному постановлению Правительства РФ:
• проводить экспертизу документов заявителей;
• проверять деятельность аккредитованных организаций;
• устанавливать недостатки действующей системы аккредитации и определять пути ее совершенствования.
Как видим, один только перечень задач Госстандарта РФ говорит о масштабе работ по созданию национальной системы аккредитации, поскольку требуется не только разработка правил, норм, стандартов, обеспечивающих реализацию этих функций, но и введение их в действие в масштабах Федерации, ведь национальная система аккредитации должна:
• стать основой для проведения единой государственной политики по оценке соответствия;
• координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций в данной сфере деятельности;
• создать условия для взаимного признания результатов испытаний, сертификации и оценки соответствия внутри страны;
• создать условия для взаимного признания на международном уровне, содействуя тем самым устранению технических барьеров в торговле;
• повышать доверие потребителей к аккредитованным организациям.
Следующая актуальная проблема, которая связана как со стандартизацией, так и с Соглашением по техническим барьерам в торговле ВТО, сопряжена с тем, что стандарт должен иметь статус добровольного, но обеспечивать возможность государственного регулирования качества товаров. В зарубежной практике действуют Технические регламенты, требования которых носят обязательный характер'. В России, несмотря на то что такого рода нормативный документ упоминается в Законе РФ «О стандартизации», на сегодняшний день ни одного Технического регламента не принято. В 2001 г. Госстандартом РФ было принято решение о введении федеральных норм. Предполагается, что эти нормы будут касаться
-----------------------
1 Введение технических регламентов предусмотрено в проекте закона о техническом регулировании (см. заключение).
таких параметров, как безопасность, взаимозаменяемость. совместимость, экологичность и т.п., и станут обязательными. Реестр принятых федеральных норм будет вести ВНИИКИ. Федеральная норма по стандартизации (ФНС) регистрируется в Министерстве юстиции, становясь с этого момента обязательной к выполнению на всей территории Российской Федерации.
Читайте: |
---|