Слухи о смерти ГОСТов сильно преувеличены
Метрология - Стандартизация |
Представьте себе, что будет, если вдруг отменят стандарты на параметры и размеры крепежа, или на требования к градуировке шкал приборов, или на правила оформления технических чертежей. Без стандартов просто не может существовать современная цивилизация! Да их никто и не намерен упразднять. С введением закона <О техническом регулировании> изменится лишь их место в иерархии документов, которые определяют требования к продукции.
Зачем это понадобилось? В сложившейся у нас системе стандартизации требования любого государственного стандарта были обязательны для исполнения. Такой <железобетонный> характер стандартов мешал развитию производства, сдерживал внедрение прогрессивных новшеств, приводил к необходимости создавать документы, разрешающие отступления от жестких требований стандартов и т. д. Поэтому борьба против чрезмерной обязательности ГОСТов велась долго и бескомпромиссно.
В 1993 г. был принят закон <О стандартизации>, согласно которому обязательными в стандартах оставались лишь требования безопасности для человека и природы. Таким образом, уже десять лет назад стандарты стали более лояльными, но отношение к документу вида ГОСТ (воспитанное, кстати, не без помощи журналистов), как к статье Уголовного кодекса, до сих пор трудно вытравить из сознания. Это, так сказать, внутренняя причина введения технических регламентов. Но есть и более значимая - внешняя.
Наш подход к роли государства в установлении обязательных требований к продукции значительно отличался от подхода, принятого в большинстве стран с рыночной экономикой. Поэтому, когда появилась перспектива вступления в ВТО, пересмотр системы стандартизации стал не просто желательным, а необходимым.
В результате большой работы и трудных согласований мы теперь имеем закон <О техническом регулировании>, в соответствии с которым выстраивается следующая иерархия документов, определяющих требования к продукции и услугам.
Во-первых, технический регламент. Как сказано в законе, это - <документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает (подчеркиваю) обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
...Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей>.
Во-вторых, документы в области стандартизации. К ним относятся (цитирую закон):
<национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций>.
В законе с учетом отечественного и зарубежного опыта функционирования стандартизации подробно расписаны цели стандартизации, предусматривается существование национального органа по стандартизации, технических комитетов, которые будут разрабатывать стандарты, устанавливаются основные требования к порядку разработки стандартов и т.д.
Разница в одном: если обязательность требований технических регламентов установлена законодательно, то требования стандартов считаются добровольными. Однако существует множество причин для того, чтобы эти требования соблюдались обязательно. Не буду расписывать все условия, диктующие обязательность применения стандартов, назову лишь два: первое - если в договоре на поставку продукции есть ссылка на стандарт, потребитель будет принимать у поставщика продукцию только соответствующую стандарту; второе, очень важное, - выполнение требований стандарта может стать доказательной основой соблюдения технического регламента.
Следовательно, можно смело сказать: <Стандарт жил, стандарт жив, стандарт будет жить!>
Что касается отношения производителя с потребителем, тут все просто. Если рынок способен саморегулироваться, то потребитель, безусловно будет диктовать свои требования производителю. А вот сможет ли? Это другой вопрос.
Со временем, конечно, все встанет на свои места, но пока у нас с саморегуляцией туго. Наш потребитель нетребователен и малообразован. Потребительское движение развито плохо. Хотя организации потребителей есть, но эффективность их работы даже отдаленно нельзя сравнить с аналогичными организациями США, Великобритании и других стран. Что делать?
Во-первых, воспользоваться для защиты интересов потребителя возможностями, которые открывает закон <О техническом регулировании>. А он предполагает: применительно к техническим регламентам, т.е. к обязательным требованиям, - процедуру широкого оповещения о разработке каждого регламента, надзор за соблюдением обязательных требований, подтверждение соответствия этим требованиям путем декларации производителя или обязательной сертификации. Для продвижения к настоящему цивилизованному рынку необходимо серьезно заняться просвещением и образованием в области стандартизации и качества. Это должно обязательно коснуться не только производителей продукции и услуг, но и потребителей. Пока наш потребитель не начнет грамотно и доказательно бороться за свои права, производитель будет находить пути, по которым можно уйти от ответственности за качество своей продукции.
Читайте: |
---|