Приоритетность направлений и объектов стандартизации для России
Метрология - Стандартизация |
Концепция определяет исходя из принятых на международном уровне направлений. Так, в области безопасности и экологии приоритетной должна быть стандартизация детского питания; пищевых продуктов, потенциально токсичных для человека; условий хранения и транспортировки взрывчатых веществ, газов и нефтепродуктов; производства и хранения радиоактивных веществ и утилизации отходов, машин, оборудования и приборов, признанных потенциально опасными, химической продукции, в том числе бытового назначения; безопасности оборонной продукции для обслуживающего персонала, населения и окружающей среды в мирное время.
В области стандартизации и оценки соответствия готовится законопроект «Об основах технического регулирования».
В области информационных технологий и содействия научно-техническому сотрудничеству для России особенно актуально:
• формирование государственного профиля взаимодействия отдельных систем;
• обеспечение электромагнитной совместимости в условиях реального для России распределения частного сектора;
• обеспечение безопасности для пользователей средств отображения информации;
• обеспечение внедрения САЬ5-технологий.
В международной и зарубежной практике стандартизации при определении приоритетов используется метод респондентского опроса широкого круга специалистов по стандартизации, ученых, инженеров и бизнесменов. Таким образом в свое время удалось спрогнозировать реализуемую в настоящее время повышенную социальную направленность стандартизации, увеличение объемов работ по стандартизации информационных технологий и т.п. В Концепции отмечается целесообразность проведения систематических респондентских опросов для определения приоритетов и в российской стандартизации.
В области методологии и организации работ по стандартизации в Концепции отмечается, что общие принципы стандартизации, на которых основана российская ГСС, гармонизованы с международными правилами. Но практические методы разработки нормативных документов нуждаются в дальнейшем совершенствовании и актуализации путем электронизации процесса создания стандарта. Поскольку в этой области Россия заметно отстает, процедура разработки остается прежней, однако электронизация повлечет за собой полный отказ от традиционных стадий и этапов, а также изменит состав участников, ускорит темпы работ и увеличит их объем. Все это не может не сказаться на организационной структуре отечественной стандартизации. Вместе с тем технические комитеты как основное рабочее звено сохранят свою роль. Но для повышения эффективности их работы в Концепции признается необходимым:
• сближение оргструктуры российских технических комитетов со структурой ТК международных организаций (прежде всего ИСО и МЭК);
• расширение практики совместной работы технических комитетов по смежным объектам стандартизации;
• усиление степени участия ТК в технических комитетах международных организаций по стандартизации.
Относительно методологии стандартизации Концепция вносит коррективы в состав фонда государственных стандартов и в планирование работ по стандартизации с учетом международной практики. Это сопряжено с анализом, пересмотром и в некоторых случаях с изменением статуса отраслевых стандартов, а также с усилением роли Федеральной целевой инновационной программы «Стандартизация и метрология», задачи которой должны органично входить в федеральные целевые специализированные программы, касающиеся различных областей экономики.
В области международного сотрудничества главной задачей Концепция считает активизацию участия России в работе руководящих и технических органов международных и региональных организаций по стандартизации. Приоритетными направлениями участия должны стать обеспечение возможности принятия российских стандартов в качестве международных и ведение секретариатов в технических комитетах и рабочих группах.
Метрологические институты Госстандарта активизировали реализацию Соглашения о взаимном признании национальных эталонов.
Задачи по стандартизации оборонной продукции, определяемые Концепцией, вытекают из Закона РФ «О стандартизации», федеральных законов «О государственном оборонном заказе» и «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Проблемы, характерные для данной области стандартизации, во многом связаны с реформированием Вооруженных Сил РФ, с одной стороны, и необходимостью сближения организационных и методологических принципов стандартизации гражданской и оборонной продукции — с другой. На этой основе определены приоритетные задачи стандартизации оборонной продукции:
• установление взаимосвязанных требований к военно-техническим комплексам;
• обеспечение безопасности личного состава, населения и окружающей среды при производстве, испытаниях, эксплуатации и утилизации техники в мирное время;
• обеспечение создания продукции и технологий двойного применения;
• содействие безопасной утилизации оборонной продукции;
• внедрение на предприятиях оборонного комплекса систем качества на основе требований стандартов ИСО серии 9000;
• активизация работы по межгосударственной стандартизации в рамках СНГ в связи с необходимостью сохранения и развития кооперации предприятий оборонного комплекса.
Определяя задачи по информационному обеспечению стандартизации, основной базой которой является Федеральный фонд стандартов, Концепция выделяет проблему эффективности его работы. Повышение эффективности должно обеспечиваться:
• доступностью информации для заинтересованных пользователей;
• полнотой, актуальностью, оперативностью предоставления и стоимостью;
• исключением дискриминации заказчиков (это одно из условий присоединения РФ к ВТО);
• льготным характером услуг для непосредственных участников формирования Федерального фонда стандартов.
Перспективная и весьма актуальная задача информационного обеспечения — создание государственной системы каталогизации продукции. Банк данных этой системы формируется на основе каталожных листов, которые предприятия-изготовители предоставляют в территориальные органы Госстандарта. Концепция придает важное значение банку данных создаваемой системы каталогизации, поскольку она будет способствовать более эффективному и оперативному информационному обеспечению органов государственной власти всех уровней, субъектов хозяйственной деятельности, органов по стандартизации для выбора приоритетных объектов, контролирующих органов по созданию обязательных требований государственных стандартов.
Классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации связаны с информационным обеспечением.
Концепция выделяет основные объекты классификации и кодирования, способы гармонизации процесса с международными принципами и направления дальнейшего развития этой деятельности в РФ. Основными объектами классификации и кодирования должны быть: продукция, основные фонды, предприятия и организации, занятия, специальности, профессии, валюты, услуги, изделия, конструкторские документы, другие объекты технико-экономической и социальной информации.
Гармонизация может быть достигнута прямым применением международного классификатора либо косвенным. Последнее может быть связано с необходимостью включения в текст международного классификатора информации, отражающей специфику российский экономики или производства. Но это не должно нарушать коды и названия позиций международного кода.
Перспективные задачи классификации и кодирования касаются:
• оптимизации состава и структуры системы общероссийских классификаторов;
• обеспечения информационной совместимости продукции, включая импортную;
• охвата новых приоритетных направлений инфраструктуры рыночной экономики, таких, как социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т.д.;
• постоянной актуализации общероссийских классификаторов, включая осуществление разработки и экспертизы общероссийских классификаторов и изменений к ним;
• обеспечения требований Всемирной торговой организации и прежде всего к использованию классификатора услуг этой организации.
В ГСС России действует нормативный документ «Технические условия» (ТУ), которого нет в международной практике стандартизации. С целью устранения этого несоответствия, как бы препятствующего полной гармонизации российских принципов стандартизации с международными, возможно, следовало бы изменить название на «Техническая спецификация». В зарубежной практике этот вид нормативного документа разрабатывается изготовителем по согласованию с заказчиком, в основном в ситуациях прямых поставок или производства товара по заказам (как вариант — по спецификации заказчика). Но, как следует из Концепции (раздел «Разработка и применение технических условий»), не предусмотрена замена принятого у нас термина ТУ, хотя отмечается идентичность технических условий и технической спецификации. Концепция намечает в перспективе более широко использовать ТУ в решении вопросов обеспечения качества и безопасности тех видов (групп) продукции, которые относятся к более опасным, а также вновь разрабатываемой потенциально опасной продукции в период, пока государственные стандарты на нее не разработаны. При этом потребуются обязательное согласование ТУ с органами государственного надзора, предоставление аутентичного экземпляра для фонда стандартов, государственная регистрация ТУ на продукцию для государственных нужд.
В Концепции предусматривается также применение ТУ в качестве нормативного документа при добровольной сертификации продукции и услуг.
В области государственного контроля и надзора за соблюдением стандартов уже произошли и предвидятся в перспективе значительные изменения. Концепция отмечает, что дальнейшее развитие государственного контроля и надзора должно базироваться на совокупности основополагающих принципов как отечественной, так и зарубежной практики.
По мере перехода России на полностью добровольный статус стандартов государственный контроль и надзор должны трансформироваться в надзор за соблюдением технических регламентов по всей номенклатуре устанавливаемых ими обязательных для соблюдения субъектами хозяйствования требований.
В связи с планируемой либерализацией системы обязательной сертификации предлагается восстановить на определенный период осуществление госнадзора за соблюдением всей номенклатуры требований государственных стандартов в случаях, когда субъекты хозяйствования заявляют о соответствии товаров и услуг требованиям ГОСТ. Эти положения потребуют правового обеспечения при определении ответственности субъектов хозяйственной деятельности за несоблюдение требований технических регламентов и государственных стандартов.
Повышение эффективности госнадзора зависит от того, как определится его статус в ближайшем будущем, какая атмосфера возникает на предприятиях в результате введения декларации о соответствии, изменится ли их философия. Последнее очень важно прежде всего в плане действительного приближения и гармонизации принципов российской системы сертификации с международной практикой. Однако Концепция заостряет внимание на увеличении объемов работ по госнадзору, чтобы создать атмосферу напряженности перед проверками: каждый субъект хозяйственной деятельности несмотря на выборочный характер проверок должен ощущать себя потенциальным субъектом госнадзора.
В то же время рынок, конкуренция, стремление к выживанию, сохранению своей рыночной доли и другие естественные для рыночной экономики факторы должны обязывать предприятие обеспечивать полное соответствие выпускаемой продукции декларации соответствии. Имидж поставщика — это его собственная проблема. Если философия предприятия далека от этого, то никакое усиление госнадзора не приведет к желаемому результату.
Концепция уделяет должное внимание подготовке и повышению квалификации кадров, выделяя такие важнейшие перспективные задачи, как: разработка квалификационных требований; внедрение в учебный процесс активных форм обучения и современных информационных технологий; профессиональный отбор способной молодежи и более ранняя ориентация на потребности предприятия; привлечение к учебному процессу видных специалистов организаций Госстандарта, активное использование передового зарубежного опыта.
Разработка и публикация Концепции Национальной системы стандартизации способствует усилению степени прозрачности ГСС, то является одним из требований ГАТТ/ВТО. Дальнейшее сближение отечественной системы стандартизации с международной практикой предусмотрено новым законом, касающимся технического регулирования в РФ1.
Читайте: |
---|