Новый взгляд на стандарты
Метрология - Стандартизация |
Любой производитель заинтересован в продвижении своего продукта на рынок. При этом производитель сталкивается с несколькими основными проблемами.
Во-первых - с необходимостью обеспечения того качества продукта, которое позволит выгодно его реализовать (т.е. достижение качества, предъявляемого потребителем).
Во-вторых - с необходимостью произвести такой продукт, который будет безопасен не только для приобретателя, но и для окружающих (например, обеспечение безопасности окружающей среды как при использовании продукта, так и при его утилизации).
В-третьих - с необходимостью предусмотреть возможность реализации продукта не только на национальном, но и на региональном, международном рынках сбыта.
Для достижения положительно результата производителю необходимо руководствоваться положениями как правовых (техническое законодательство на национальном, региональном, международном уровне), так и нормативных (стандарты, правила, нормы и т.п.) документов.
Эффективное применение в своих интересах положений правовых и нормативных документов возможно только при использовании всеобъемлющей информации в интересующей области. Не случайно бытует такая поговорка: Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией .
Если обратиться к опыту ведущих мировых компаний в области оборудования для мобильной связи, то можно проследить, как информированность в требованиях стандартов на мобильные системы связи и взаимодействие при формировании европейского законодательства в этой области позволили европейским компаниям не пустить на европейский рынок американских конкурентов.
По данным компании Strategy Analytics в первом квартале 2002 года 65 % абонентов мобильной связи в мире использовали телефоны стандарта GSM. 22 года назад ничто не предвещало GSM подобного успеха. В начале 80-х годов сотовая карта Европы представляла собой лоскутное одеяло - каждая страна использовала свой стандарт. Европейские компании мобильной связи в своем большинстве были основаны государственными монополиями. Национальных монополистов совершенно не интересовали проблемы соседних стран. Подобная картина наблюдалась и в США, где наиболее популярным был стандарт AMPS, разработанный и внедренный американским монополистом дальней связи компанией AT&T.
Между тем в Европе набирали силу идеи интеграции. Европейские границы становились прозрачнее, а жители Старого Света все подвижнее. В условиях лоскутного одеяла роуминг представлял собой неразрешимую проблему. В 1982 году крупнейшие государственные операторы сотовой связи Дании, Великобритании, Италии, Финляндии и др. объединились с разработчиками из компаний-производителей оборудования для беспроводной связи (Nokia, Ericsson, Alcatel и др.) для выработки единого стандарта сотовой связи для Европы. Была создана рабочая группа под эгидой Европейского совета администраций почтовой связи и телекоммуникаций (CEPT). Рабочая группа получила наименование Groupe Speciale Mobile - специальная группа по мобильной связи . Так появилась аббревиатура GSM. Позднее GSM стала расшифровываться иначе: Global System for Mobile Communications - глобальная система для мобильных коммуникаций .
Под давлением ведущих операторов мобильной связи Германии, Италии, Франции в 1991 году Европейская комиссия обязала все страны Западной Европы для беспроводной связи использовать стандарт GSM.
Исчезновение границ для мобильной связи на законодательном уровне и создание единого стандарта открыло огромный рынок и поощряло крупные инвестиции в области сотовой связи.
Одной из первых на инициативу Еврокомиссии откликнулась финская Nokia, за ней последовала шведская Ericsson и др. Единый стандарт дал европейцам серьезное преимущество перед американскими конкурентами. Средства на исследовательские работы в области беспроводной связи направлялись в единое русло, европейские компании смогли стать законодателями мод в сотовой связи.
С 1995 года США открыли свои границы для нового стандарта: он получил одобрение комиссии по телекоммуникациям США (US FCC).
Этот небольшой пример показывает, что объединение усилий по разработке новых стандартов и выработка технического законодательства для применения этих стандартов приводит к успеху и производителей, и потребителей.
Что же такое техническое законодательство? Техническое законодательство - это свод правовых норм, устанавливающих отношения в области технического регулирования.
Понятие технического регулирования новое для российского законодательства. Оно определено в Федеральном законе от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ О техническом регулировании .
Согласно статье 2 ФЗ О техническом регулировании :
техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области
установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и процессам ее жизненного цикла;
установления и применения на добровольной основе требований к продукции и процессам ее жизненного цикла, выполнения работ или оказанию услуг;
оценки соответствия.
Каковы же объекты технического регулирования?
Это продукция (в том числе здания, строения, сооружения) и процессы ее жизненного цикла (процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), а также услуги и работы.
Потребительские свойства продукции регулируются рынком, а требования безопасности регулируются государством.
Что же является основными инструментами технического регулирования, это - технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.
Минимально необходимые обязательные требования безопасности к объектам технического регулирования с учетом тяжести причиненного вреда устанавливаются государством в документах, принимаемым по процедурам принятия федерального закона. Эти документы называются - технические регламенты.
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (ст. 2 ФЗ О техническом регулировании ).
Требования, регулируемые рынком, являются добровольными для применения и устанавливаются в стандартах.
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (ст. 2 ФЗ О техническом регулировании ).
Но произвести качественный и безопасный товар это только часть дела продвижения товара на рынок. Еще необходимо доказать, что он таковым является - качественным и безопасным. На это нацелена процедура - подтверждение соответствия.
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст. 2 ФЗ О техническом регулировании ).
Для подтверждения соответствия основной доказательной базой являются требования стандартов.
Стандарт - основной документ, соблюдение требований которого является условием соблюдения требований технического регламента!
Читайте: |
---|