Другие направления стандартизации систем управления качеством
Метрология - Стандартизация |
Необходимо отметить и другие направления развития стандартизации в сфере управления качеством продукции — концепция TQM (Total quality manegment)1 и QS 9000 (Quality system 9000). Но обе эти концепции не противоречат международным стандартам ИСО серии 9000 и могут рассматриваться как дальнейшее развитие и детализация системного управления качеством. Многие положения TQM нашли отражение в новой версии МС ИСО 9000.
Система TQM направлена на достижение полного соответствия подходов к обеспечению качества функциональных служб и подразделений
------------------------
1 Русский перевод «всеобщее управление качеством» не отражает сущности этой концепции.
компании, а также и ее субпоставщиков. Главный экономический эффект от внедрения TQM — это значительное снижение издержек, связанных с дефектами готовых изделий (уровень дефектности в них выражается числом дефектов на миллион изделий).
Основные принципы TQM — минимизация производственных затрат, поставка продукции точно вовремя (just in time) и постоянное улучшение качества (quality improvement).
Стандарт QS 9000 по существу носит отраслевой характер, так как разработан и принят тремя гигантами машиностроения: компаниями Крайслер, Форд и Дженерал Моторс. К ним присоединились еще пять фирм — производителей грузовиков: Фрайтлай-нер, Мэк Траке, Нэвистар Интернэшнл, Паккар, Вольво Джи Эм Хэви Трак. Стандарт QS 9000 базируется на ИСО 9000, но содержит разработанные указанными компаниями требования, которые носят как общеотраслевой характер, так и более конкретизированный для каждой фирмы.
Требования к системам управления качеством определены основным документом серии стандартов QS 9000 — промышленным стандартом QS 9000 «Требования к системам качества», согласно которому можно выделить три группы требований:
• общие, соответствующие стандартам ИСО серии 9000, а именно стандарту ИСО 9001;
• отраслевые, которые дополняют и конкретизируют общие;
• специфические, предъявляемые к своим субпоставщикам фирмами Крайслер, Форд и Дженерал Моторс, а также производителями грузовиков.
Кроме указанного промышленного стандарта в документацию QS 9000 включается:
• описание процедуры согласования методов обеспечения качества с производителями комплектующих деталей и узлов (процедура РРАР);
• методика оценки действующей системы качества (QSA);
• руководство «Статистическое управление процессами» (SPC);
• руководство «Анализ измерительных систем» (MSA);
• руководство «Планирование качества перспективной продукции» (APQP);
• руководство «Анализ видов и последствий отказов» (FMEA).
Процедура РРАР направлена на сведение до минимума потерь, характерных для начального этапа производства нового товара. В документе РРАР рассмотрены одиннадцать ситуаций, когда согласование производственного процесса между субпоставщиком и потребителем предоставляемых им комплектующих обязательно до начала производства. Включен также перечень документов, которые обязан предоставить субпоставщик своему потребителю по каждому изделию в любой из этих ситуаций.
По результатам процедуры РРАР формируется отношение к субпоставщику, т.е. в сущности происходит его выбор в качестве партнера или отказ от сотрудничества:
• одобрение производства;
• временное одобрение;
• отклонение.
Документ QSAпредназначен для оценки действующей на предприятиях фирмы-собственника системы обеспечения качества и устанавливает возможные варианты процедуры оценки:
• оценка первой стороной (самооценка);
• оценка второй стороной (потребителем);
• оценка третьей стороной (органом по сертификации);
• аудит потенциального поставщика при его выборе (до заключения контракта на поставку комплектующих).
Руководство SPCсодержит разъяснения по статистическим методам управления производственным процессом и преследует цель предупреждения сбоев, анализа их причин для непрерывного совершенствования производства.
Руководство MSAпосвящено вопросу обеспечения достоверности результатов оценки готового продукта и производственного процесса, что определено как «качество результатов измерений».
Руководство APQPпредназначено для унификации процесса планирования качества у субпоставщиков и потребителя с целью удовлетворения запросов последнего. В нем предложено шесть этапов планирования качества перспективной продукции, причем каждому этапу соответствуют конкретные интересы потребителя, от степени удовлетворения которых будет зависеть качество продукта.
Руководство FMEAописывает методы анализа возможных отказов применительно к процессу разработки технологии производства.
С 1997 г. стандарт QS 9000 объявлен обязательным для всех субпоставщиков указанных выше восьми компаний и является обязательным для всех, кто к нему присоединится. Стандарт быстро вышел за границы отраслевого и его популярность и принятие расширяются в США, к нему проявляется интерес и в других некоторые европейские, японские и корейские автомобильные компании объявили о своем интересе к QS 9000 и ориентации на него. Предложения по консультированию, обучению и сертификации систем качества на соответствование требованиям стандарта QS 9000 в зарубежных странах отражают растущий спрос на эти услуги.
Читайте: |
---|